четверг, 25 июня 2009 г.

Информационное общество и будущее человечества

Картины современной динамически развивающейся реальности обозначают свои новые границы, и этот процесс должен носить более взвешенный характер. Футурологический контекст данной проблематики необходимо переводить в прагматическое русло. Задачи для теоретического осмысления уже поставлены самим фактом существования информационно-коммуникационных технологий, которые выступают базой для реализации социальных технологий современного общества в экономике, политике, науке и культуре.
С каких же позиций подходить к изучению информационного общества? Многие имеющиеся подходы устарели, неадекватны, либо ограничены в определенной системе интерпретации. Анализ многочисленных теоретических обобщений и интерпретаций эмпирической информации в современной литературе склоняет к выводу, что предпочтителен комплексный подход, позволяющий достичь стереоскопического видения фундаментальных качественных характеристик информационного общества. Комплексный подход предполагает междисциплинарный характер исследования информационного общества с позиций не только теорий информации и коммуникации, но и социологии, психологии, культурологии, этики, политологии, экономики. Проиллюстрируем этот тезис примерами.
Среда Интернет ("киберпространство", "виртуальная реальность") является сегодня объектом исследования психологии. С точки зрения психологии, среда Интернет - это взаимосвязь активно действующих людей, где реализуются три основные человеческие потребности: коммуникативная, когнитивная и игровая. Значимые проблемы, возникающие здесь, это интеракция, коммуникация, перцепция, Интернет-аддикция (зависимость) и др. Для отечественной психологии методологическим основанием является культурно-историческая теория развития психики, принадлежащая Л.С. Выготскому. Ее основной постулат: существенный стимул психическому развитию придает внешняя орудийная деятельность человека, опосредованная совершенствующимися инструментами деятельности. Важное место при этом отводится семиотическим орудиям, или знакам. Так, согласно данной концепции, образование приобретается не просто путем эффективной переработки информации, а в процессе активного присвоения культурно-исторического опыта в процессе коллективного взаимодействия.
Поликультурный контекст сетевых технологий представляет интерес для специалистов всего спектра, изучающих человека и осмысливающих гуманитарные эффекты Интернета. Так, социология Интернета - молодое направление в развитии современной науки - предпринимает социальный анализ формирующейся информационной среды в обществе. Предмет ее изучения - аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией. В целом, социологическая интерпретация информационной технологии предполагает, что речь идет об ожидаемых социальных, политических, психологических эффектах, в первую очередь, об изменении систем ценностей и приоритетов социального развития. Настораживающие тенденции здесь сформулированы как риски информационного общества, связанные с замещением духовной культуры узкопрофессиональными знаниями, деформацией досуга, ориентацией на развлекательность, вытеснением реального живого общения, изменением характера человеческого мышления от творческого к инструментальному и формализованному.

2 комментария:

  1. Да, на самом деле, среда Интернет, является одним из объектов исследования как психологов, так и социологов. Однако, на мой взгляд, эти исследования еще очень незначительны. Мне захотелось об этом подробнее узнать.
    Мархаба Ахматуллина.

    ОтветитьУдалить
  2. Я в целом, с Вами согласна. Действительно, помимо множества плюсов, инф.технологии, в частности, интернет, имеет много минусов. ( разница между тем, что сам жуешь, или тебе уже пережеванное в рот суют (на любой вкус) готовая информация). Анализировать полученное, отделять "зерна от плевел" ...
    "Засоренность" информационного пространства - я бы так назвала одну из проблем. Обилие негативной информации...Интернет - уже оружие, кто им мастерски владеет, тот на коне.
    Но доступность научно-познавательной информации - большой плюс. Также коммуникативный ресурс интернет - благо, десятки тысяч км перестали быть преградой.
    Для меня - лучше книги (в ее старом добром понимании) нет. Жаль, что они не всегда доступны. Ежедневно просматривать новостные сайты становится привычкой (так же как покурить).

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска